Очкарикам нужно снимать очки?В ходе своей практической деятельности Бейтс был разочарован современными ему методами коррекции зрения. Как бы идеально ни были подобраны очки, они... |
Эстетика очковЕсли оправа человеку нравится, то отражение в зеркале отвечает ему улыбкой, он убежден в правильности сделанного им выбора и не рассматривает очки к... |
Выбор очковых линз для спортивных очковОсобую важность для спортсменов приобретает выбор очковых линз. Это касается как материала очковых линз, так и их цвета. Не случайно ведущие компани... |
Очки для чтения — окно в мир информацииНам часто приходится слышать, что в современном мире чтение вышло из моды и книга давно потеряла свое значение как источник новых знаний. Тем не мен... |
Как улучшить зрение - Материалы для изготовления оправ очков
Ацетат целлюлозы (ацетилцеллюлоза) – ацетатные волокна – искусственные волокна, формуемые из растворов триацетата целлюлозы (триацетатное волокно) и продукта его частичного омыления (собственно ацетатные волокна). Мягкие, эластичные, мало сминаются, пропускают ультрафиолетовые лучи; недостатки: невысокая прочность, низкая термо - и износостойкость, значительная электризуемость. Применяются главным образом в производстве изделий народного потребления, например белья. Мировое производство около 610 тыс. т.*
Если немного упростить, то можно сказать, что ацетат целлюлозы вырабатывается в результате воздействия на очищенную целлюлозу, полученную из древесной массы или хлопка, уксусной кислотой. В зависимости от потребностей производства в настоящее время ацетат целлюлозы применяется в виде волокон, пленки, листов и гранул. В очковой оптике используются как листы (для изготовления фрезерованных оправ), так и гранулы (для литьевых оправ) ацетата целлюлозы. В последнее время большее распространение получили фрезерованные оправы, так как они предоставляют массу возможностей для дизайнеров с точки зрения цвета и формы. Кроме того, все оправы из ацетата целлюлозы легкие и приятные на ощупь. Важным преимуществом в наше время является и то, что они изготавливаются из сырья, способного к вторичной переработке; это дает некоторым компаниям возможность рассматривать их как экологичный товар. Тем не менее нельзя отрицать, что эти оправы менее прочны, чем металлические, к тому же они обладают слабой устойчивостью к химическим веществам и высокой температуре, склонностью к появлению трещин. Однако высокая степень комфорта, гипоаллергенность и стильный дизайн в глазах многих компенсируют эти не столь позитивные свойства.
Различные источники называют разные даты изобретения ацетата целлюлозы. Судя по всему, впервые он был получен французским химиком Полем Шутценбергером (Paul Schutzenberger) в 1865 году в Германии, а запатентован только 29 лет спустя, в 1894 году, англичанами Чарльзом Кроссом (Charles Cross) и Эдвардом Беваном (Edward Bevan). Примерно в это же время было получено первое ацетатное волокно. Важным этапом в истории ацетата целлюлозы стал 1910 год, когда братья Камилл и Генри Дрейфусы (Camille and Henri Dreyfus) открыли в Базеле (Швейцария) фабрику по производству пленки из ацетата целлюлозы. Объем выпускаемой продукции составлял около 3 т в день. Пленка успешно продавалась во Франции и Германии, так как стала отличной альтернативой легковоспламенявшейся пленке из нитроцеллюлозы. Также по причине своей пожароустойчивости использовался и лак из ацетата целлюлозы – для покрытия крыльев и фюзеляжа самолетов. В 1913 году после ряда экспериментов братья сумели создать волокно и пряжу. Первый завод по производству тканей из ацетата целлюлозы появился в Великобритании незадолго до Первой мировой войны. Братья Дрейфусы продолжили распространение своего изобретения и в Соединенных Штатах Америки, где в 1924 году был открыт первый завод по производству одежды с использованием ацетатных волокон. Как все мы знаем, ацетат целлюлозы и сегодня активно применяется в текстильной промышленности, легко комбинируясь как с натуральными, так и с искусственными материалами. Но это уже другая история.
Главным действующим лицом истории ацетата целлюлозы в оптике, несомненно, стала итальянская компания Mazzucchelli Spa. Она была основана в 1849 году на севере Италии, в городке Кастильоне Олона недалеко от Варезе, и вот уже более чем 150 лет остается семейным предприятием. Основатели компании Сантино Мадзукелли и его сын Помпео (Santino and Pompeo Mazzucchelli) начали с производства нитрата целлюлозы в виде листов, из которых изготавливались расчески, гребни, пуговицы и украшения для волос. В дальнейшем фирма расширила как ассортимент материалов, используемых в качестве сырья, так и список областей их применения. Можно сказать, что еще в XIX веке итальянским предпринимателям удалось создать компанию, которая и по настоящее время оказывает влияние на производство пластмасс в мировом масштабе. Сегодня она является крупнейшим в мире поставщиком ацетата целлюлозы в виде листов или гранул для самых разных компаний, производящих оправы, солнцезащитные очки, украшения и другие аксессуары. Необходимо отметить, что сама компания Mazzucchelli всегда рассматривала оптический рынок как один из наиболее важных для себя. В течение всех долгих лет своей истории она постоянно вела исследования по поиску новых технологий и разработке дизайна. В компании справедливо гордятся тем, что налаживание выпуска листов из ацетата целлюлозы, по своей расцветке воспроизводящих рисунок черепахового панциря, помогло резко уменьшить истребление живых черепах. В наши дни мастерство специалистов компании достигло такого совершенства, что многие говорят о том, что пластик от Mazzucchelli – сам по себе произведение искусства. Предприятие сотрудничает с ведущими оптическими дизайнерами, создавая для них эксклюзивные цвета и рисунки.
Первые упоминания о промышленном производстве очков из пластмассы относятся к 20-м годам XX века. До этого новые материалы, в частности очень популярный целлулоид, использовались в основном как покрытия для металлических деталей оправ, прежде всего для наконечников заушников. Вначале оправы из пластмассы предназначались преимущественно для женщин, в их форме и расцветке использовались цветочные мотивы и мягкие формы. Хотя в 30-е годы их производство увеличилось, по - настоящему модными пластмассовые очки стали лишь после Второй мировой войны, когда всемирную популярность завоевала модель Wayfarer (путник) легендарной марки Ray-Ban. Стильные и легкие солнцезащитные очки полюбили миллионы людей во всем мире. И, конечно, среди пластмасс одним из лидеров сразу стал ацетат целлюлозы.
Высокая степень популярности очков из пластмассы отмечалась и в 60-е годы – яркие цвета и причудливые формы, не свойственные в то время металлическим моделям, как нельзя лучше подходили стилю «детей цветов», которые предпочитали любовь и музыку политике и войне. И все же на протяжении этого периода пластмассы в основном предназначались для изготовления солнцезащитных очков, в то время как оправы оптики по-прежнему предпочитали делать из металла. Эта тенденция сохранялась и в 70-е годы, когда появилась некая дихотомия: с одной стороны, роскошные женщины в духе Джеки Кеннеди в крупных солнцезащитных пластиковых очках, с другой – интеллектуал (например, ботаник) в круглой металлической оправе.
Перемены начинаются в 80-е годы, когда и у оптиков, и у потребителей появляется понимание того, что очки не должны быть уродующим лицо медицинским протезом: они должны дополнять, а не ухудшать внешний вид. К этому моменту в сознании общества уже давно существует стереотип: «Все пластмассовые вещи дешевы, недолговечны и по качеству заведомо уступают тем же изделиям, изготовленным из металла». Очки же постепенно переходят из категории медицинских товаров, на которых многие привычно экономят, в категорию товаров престижа. То есть люди хотят приобрести вещь, которую и они сами, и окружающие будут считать дорогой и стильной. Это вызывает резкое падение интереса к очкам из пластмассы, которые в этот период составляют не более 20% рынка очковой оптики.
Ситуация меняется с приходом на рынок дизайнеров-новаторов, которые предлагают новую оптическую моду, позволяющую подчеркнуть индивидуальность. Большинство из них, прежде всего Алан Микли (Alain Mikli), а затем и такие художники, как Фредерик Босолей (Фредерик Босолей), Лоранс Лафон (Laurence Lafont) и многие другие, решительно выбирают «своим» материалом ацетат целлюлозы. То, что они делают – фрезерованные оправы необычных, часто экстравагантных форм и ярких цветов, – радикально отличается от мэйнстрима того времени. Постепенно образованные этими дизайнерами небольшие компании завоевывают свое место на рынке, и их изделия становятся сначала объектом любопытства, а потом и объектом культа для жертв моды. Теперь во многом именно такие новаторские очки определяют модные тенденции и пути развития отрасли. Параллельно меняются технологии и отношение к ним: оправу из ацетата целлюлозы, выточенную на станке с программным управлением и подвергнутую многочисленным операциям на различных стадиях обработки с высокой степенью применения дорогого ручного труда, уже никто не может назвать дешевым товаром. Поэтому такие очки приобретают статус эксклюзивности, и обладание ими ставит носителя в ряд законодателей моды. Эта ситуация сохраняется и в настоящее время, хотя и сейчас тем, кто работает с такими очками, приходится объяснять клиентам, из чего складывается их достаточно высокая цена.
Сегодня ацетат целлюлозы – один из несомненных лидеров среди материалов, используемых для производства как оправ, так и солнцезащитных очков. Оправы из ацетата целлюлозы занимают, по разным оценкам, около 70% рынка пластмассовых оправ. В основном на рынке преобладают фрезерованные оправы, так как они позволяют использовать большее разнообразие форм и расцветок. Значительной популярностью пользуются ламинированные «многослойные» модели, в которых применяются разноцветные слои ацетата целлюлозы, чьи пластические свойства позволяют легко делать такие «бутерброды», не опасаясь разделения слоев. Многие коллекции оправ из ацетата целлюлозы, производимые такими компаниями, как Alain Mikli, Face a Face, Morel, Lafont, Lunettes Beausoleil, относятся к оправам высокой ценовой категории. Для их изготовления требуется до 50 операций, многие из которых невозможно осуществить без применения ручного труда. Компании охотно обращаются к традициям ручного производства, но при этом активно используют новые технологии. Так, например, датская компания Lindberg уже много лет представляет на рынке коллекцию Acetanium, в моделях которой ацетат целлюлозы комбинируется с металлом будущего – титаном, в результате чего получаются необыкновенно комфортные и очень красивые оправы. Не оставляет своих поисков и главный «промоутер» ацетата целлюлозы в оптике – Алан Микли. Его новый проект – коллекция MATT – предлагает модели из ацетата целлюлозы с перламутром, гладкие изнутри и матовые снаружи, что создает очень необычные цветовые и световые эффекты.
Думается, что оптические дизайнеры еще не исчерпали всех возможностей ацетата целлюлозы и что их новые коллекции оправ и солнцезащитных очков покажут нам и другие эстетические и технические грани этого уникального материала.
Близорукость болезнь растущего организмаРазнообразное питание укрепляет соединительную ткань глаза и предотвращает развитие и прогрессирование близорукости, а также способствует улучшению зрения. Незаменимые питательны... |
Беседа с профессором ЖдановымПервая причина — денежная. Ежегодная чистая прибыль от продажи очков, контактных линз и операций на глазах в мире превышает пятьдесят миллиардов долларов. Вот эти 50 000 000 000$... |
Уход за глазамиУход за глазами является неотъемлемой частью мероприятий, направленных на предупреждение различного рода заболеваний, а также облегчение состояния больного человека и ускорение п... |
Воспалительные процессы в глазах и травматизмОсобую группу заболеваний составляют острые воспалительные процессы в разных отделах глазного яблока, возникающие не только как ответ на вторжение и... |
Неврит зрительного нерваНеврит зрительного нерва (оптический неврит, зрительный неврит) - это острое заболевание, проявляющееся воспалением зрительного нерва. Он часто встр... |
Эффект водопадаОб эффекте водопада писал еще Аристотель (384-322 до н. э.). Наиболее подробно описал английский ученый A |
Бинокулярная амблиопияФеномен бинокулярной амблиопии заключается в резком снижении остроты зрения при двух открытых глазах у больного с содружественным альтернирующим схо... |
СкиаскопияСкиаскопия - (от греческого скиа - тень, скопео - осматриваю) способ объективного исследования клинической рефракции, основанный на наблюдении за дв... |
ИССЛЕДОВАНИЕ В ПРОХОДЯЩЕМ СВЕТЕПроходящим светом исследуют прозрачные среды глаза: роговицу, влагу передней камеры, хрусталик, стекловидное тело. Однако в связи с тем что рого... |